Как запустить онлайн-курс для взрослых, если вы начинающий автор?
Давайте разберем, в чем отличие взрослых от детей и определим, какие форматы обучения подойдут для создания курса.
Итак, отличие детей от взрослых заключается в высокой степени мотивации и высокой степени осознанности последних. Взрослые приходят на курс за конкретным результатом: навыками, общением с экспертом, корочкой, нетворкингом. Детей обычно загоняют родители, так как это нужно для аттестата, будущей профессии или престижа.
Именно поэтому взрослым подходят не только очные тренинги, лекции и офлайн-курсы, но и широкий круг онлайн-форматов:
— Видеокурс (курсы для женщин Галии Бердниковой)
— Текстовый курс («Пилюли» от Валентины Габышевой)
— Аудиокурс (например, Personal Power от Тони Роббинса)
— Онлайн-конференции, марафоны, саммиты (Websarafan)
— Онлайн-курс/ Вебинары (курсы Ольги Юрковской)
— Клуб (Институт благородных девиц Анастасии Постригай)
Несмотря на то, что взрослые более мотивированы, у них есть другая особенность, создающая проблемы авторам курсов, — это нехватка времени, большое количество отвлекающих факторов, постоянно меняющиеся обстоятельства.
Поэтому люди не всегда проходят курс от начала и до конца, посещают все онлайн-занятия. Часто кто-то в силу осознанности останавливается на третьем уроке и понимает, что он узнал то, что хотел. Или понял, что ему данная тема не интересна.
Иногда курс покупают как справочник, к которому обращаются по мере необходимости. Например, это характерно для кулинарных курсов — готовишь блюдо — открываешь урок. А в перерыве между застольями курс пылится на «онлайн-полке».
Поэтому рекомендуем сосредоточиться не на формате или 100% доходности до конца, а на том, чтобы научить и решить проблему, с которой пришел клиент. Именно курс, после которого человек изменил свою жизнь, можно считать эффективными.
Когда отталкиваешься от результата, легче становится и выбор формата обучения.
Давайте на примерах.
Если это искусство, то будет много теории, примеров, а затем практика по распознанию. Тут подойдут видеоуроки, так как есть визуальный контент, и тестирование.
Познать себя — подойдут текстовые рассылки или аудиолекции.
Развить профессиональный навык — вебинары или онлайн-занятия, чтобы отточить навык в группе.
Похудеть — обязательна группа поддержки, поэтому можно выбрать клуб.
Формат курса также зависит от ресурсов, которые есть у автора. Например, запись видеокурса с хорошим звуком более дорогое решение, нежели вебинары или текстовые рассылки. Внедрение игровых механик или организация конференции на 1000 человек также хлопотно и затратно по финансам. Поэтому начинайте с простого, не усложняйте. Но при этом с точки зрения контента выкладывайтесь на 100%. Давайте все, что нужно, чтобы человек уходил с ощущением wow, с желанием поделиться отзывом с коллегами и друзьями, с желанием продолжить обучение.
Что я рекомендую сделать тем, кто только думает о своем курсе:
- Спросить себя, а зачем мне создавать онлайн-курс? Точно ли онлайн-курс нужен моим клиентам? Курс нужно делать, если его нельзя не делать. Потому что это сложное и затратное мероприятие. Онлайн-курс гораздо сложнее, чем очный курс в силу того, что у преподавателя нет «палки» в виде своего строгого взгляда или ограниченного пространства. В университет студенты точно придут и будут слушать, а вот заставить кнутом прийти в вебинарную комнату не получится. Или в аудитории по грустным глазам и храпу сонных учеников можно понять, что формат надо подкорректировать, дать шутку, отпустить пораньше. В онлайне, а особенно в видеоформате, все продумано заранее и переиграть уже нельзя.
- Посетить не менее 5 курсов других авторов, 2 максимально близких к вам и 3 из других областей. Подмечайте все аспекты: лендинг, бесплатные и платные материалы, анонсы, напоминания, структура курса, цена. Можно составить таблицу, куда внести все свои впечатления по разным аспектам курса по контенту и организации.
- Выберите тематику на стыке: что я очень хорошо знаю + за что люди готовы платить + что нужно большому количеству людей, а не узкой группе.
- Определите 4-5 аватаров потенциальных клиентов. Например, у карьерного консультанта и автора блога Life-is-now.org Елены Резановой четко определен целевой клиент: профессионал возраста 30-45 лет, чаще всего женщина, с успешной карьерой в крупной компании, ситуация: большинство людей на старом месте уже более 3-4 лет, и вот появляется ощущение, что это что-то не то, что нужно что-то менять, что настоящая жизнь где-то параллельно. Эта гнетущая боль бесцельного существования и приводит людей на консультацию к Елене.
- Проведите интервью с потенциальными клиентами. Важно! Никогда не спрашивайте про будущее и про покупку. Например, «А вы бы купили этот курс?», «А решение в виде нашего курса хорошее?» Спрашивайте о том, какие у них проблемы, как они их решают, почему до сих пор не решили. Ни в коем случае не продавайте этим людям во время интервью. Таких интервью должно быть не менее 100.
- После интервью нужно систематизировать боли и потребности, выбрать аудиторию, которая точно купит, потому что боль острая. И приступить к созданию курса. Курс должен быть коротким — не более 3 недель и решать одну узкую задачу клиента на 100%. Например, вебинар Елены «Как понять свою уникальность» — для тех, кто не видит в себе ценности, не понимает, что продавать работодателю, не понимает, за что зацепиться для повышения самооценки.
После этого можно приступать к созданию контента под выбранную аудиторию в рамках подходящего формата.
Материал подготовила Чащина Анна, директор по развитию онлайн-платформы для организации обучения Learme.ru