Ниша онлайн-школы: Как выбрать тему, которая взлетит?

Ниша онлайн-школы — это ключ к успеху предпринимателя. Востребованность и актуальность темы обучения — гарантия хорошего заработка. 

Предприниматели, осознав все преимущества онлайна перед офлайном:

  • широкий охват людей (нет территориальных и временных границ, нет привязки к офису),
  • высокая оборачиваемость (привлечение тех, кто хочет за короткое время получить максимум информации),
  • низкая цена за вход (без офиса, товаров, складов, большого штата сотрудников).

— Начинают поиск сильной темы, которая зацепит клиентов и будет долгоиграющей, а не разовой историей.

Приведем пример такого удачного проекта

Школа Екатерины Иноземцевой #FreePublicitySchool зарабатывает на обучении навыкам писательства, нейрокопирайтинга и развития личного бренда от 1,5 до 2,5 млн. рублей в месяц. Команда проекта из 11 человек полностью удаленная, обучение проходит онлайн, а клиенты живут не только в СНГ, но и в Европе и Америке. Сейчас их более 2000.

Основательница проекта работала в сфере маркетинга и была лицом Московской школы управления Сколково, но всегда чувствовала в себе желание писать и выражать себя через текст. Ее статьи публиковали ведущие СМИ, а книгу “Стартап без купюр” издал МИФ. Екатерина в поисках Грааля для бизнеса целый год перебирала различные ниши. За плечами у нее курсы по построению отношений, школа йоги и шпагата, курсы по осознанному питанию. Но после всех попыток выкристаллизовались те темы, которые наиболее востребованы, конкретны и дают значительный результат выпускникам — это новая профессия, самореализация и выражение себя.

Маржинальность обучения в онлайн-формате высока и составляет 40-60%. И данный рынок признан быстрорастущим. Число людей, готовых отдать деньги за курс длительностью от недели до полутора месяцев, растет примерно на 20% в год.

Если вы твердо решили открыть свою онлайн-школу, вам, в первую очередь, нужно решить, кого и чему учить. Давайте посмотрим, какие ниши востребованы, и выберем ту, что будет финансово интересной и при этом близкой и понятной.

Есть два пути — идти от своих желаний и компетенций или выбрать то, что продается, востребовано, нужно аудитории. Рассмотрим первый путь.

Итак, первое, с чего нужно начать при выборе ниши, — это с оценки своих компетенций и желаний.

Задайте себе вопросы:

  1. Какое у меня образование и опыт?
  2. Что я хорошо умею делать? За что меня ценят коллеги и друзья?
  3. Какие у меня есть регалии, награды, звания, титулы, дипломы?
  4. Чем я хочу заниматься?
  5. Я хочу развиваться в рамках своей профессии?  
  6. Я хочу монетизировать свое хобби?
  7. Я хочу заняться чем-то новым, но развивающимся и прибыльным?

В итоге у нас получаются твердые заявления:

Вариант 1. Я переводчик, но в свободное время я очень люблю сочинять детские сказки для малышей. Мои сказки интересны детям соседей и родственников. Почему бы не научить более широкую аудиторию мам, нянь, работниц детских садов, авторов спектаклей для детей и бабушек придумывать и рассказывать собственные сказки?

Вариант 2. Я работаю в визовом центре в службе поддержки клиентов. Каждый день одно и то же. Я точно не хочу переносить этот опыт в свой бизнес. Зато я всегда страдала от своей худобы и нескладности, поэтому ходила на несколько курсов по нутрициологии и особенностям обмена веществ у худых людей. Мне кажется, питание — это перспективная ниша. Я пойду учиться на специалиста в этой области и после этого буду вести курсы “Как грамотно набрать вес без вреда для организма”.

Вариант 3. 20 лет я была HR-ом в Mars. Устала. Но у меня такой большой опыт в собеседованиях, через мои руки прошли тысячи резюме! Я не готова расставаться с этой сферой, поэтому создам тренинги “Как составить резюме” и “Как пройти собеседование в любую компанию”.

После такой оценки компетенций, твердого заявления о намерениях вы делаете небольшой финансовый план.

Он составляется на основе вопросов по организации бизнеса:

  1. Сколько времени я готов потратить на проработку тренингов и курсов?
  2. Какие дополнительные расходы я понесу?
  3. Какой у меня бюджет?
  4. Когда я хочу получить первую прибыль?

Вы можете записать выбранные варианты в таблицу, указав:

Ниша Бюджет Подготовка Прибыль
Фитнес/ Здоровье 300 000 рублей:

100 000 на разработку программы

20 000 рублей на сайт

100 000 рублей на рекламу

2 месяца Через 2 месяца первые 5 клиентов по 5 000 рублей за программу

Теперь вы понимаете, сколько времени и денег нужно для запуска проекта, который вы запустите на основе своих интересов.

А если вы хотите новую нишу? Давайте посмотрим на то, что популярно сейчас.

Какие сферы сейчас востребованы?

  1. Обучение профессии. Большинство людей выбирали профессию в 17 лет по совету родителей, за компанию с друзьями. Даже если выбор был осознанный, спустя 20-30 лет у кого-то поменялись жизненные обстоятельства (родился ребенок, болезнь и потеря здоровья), у кого-то снизились доходы на работе, а кто-то просто понял, что хочет нового. В связи с этим встает вопрос о получении дополнительного дохода или смене деятельности. Мамы выбирают обучение новой интернет-профессии (ведение групп в соц.сетях, телефонные обзвоны, копирайтинг). Мужчины в поисках больших денег обращаются к курсам по трейдингу или программированию.
  2. Обучение навыкам. Часто в текущей профессии или быту людям нужны новые навыки: говорить на иностранном языке, читать быстрее, проводить переговоры или проходить собеседования, выступать публично, продавать больше. Для этого и создают короткие курсы по навыкам. В быту пригодятся курсы по дизайну интерьеров и ландшафта, рисования, кулинарные курсы, воспитания детей.
  3. Как найти отношения. Основная задача большинства женщин — найти свое счастье, обрести семью, но как же это непросто в современном мире! Поэтому тысячи красавиц идут на курсы “Как найти мужчину мечты”, “Как выйти замуж за миллионера”. За громким названием скрываются навыки общения, светской беседы, этикета, красоты, имиджа и пр. Обещания громкие, но обучение вполне конкретным вещам.
  4. Как похудеть. Бич современности — лишний вес. Разнообразие еды, появление фаст-фуда, реклама вкусностей, большая занятость — все это привело женщин (и мужчин тоже) к проблемам с фигурой. В то же время с постеров на нас смотрят стройные накаченные девушки с мышцами на перевес. Такое противоречивое давление заставляет девушек в отчаянных попытках похудеть с помощью вычитанных где-то диет и беспорядочных упражнений в спортивном зале. Попытки проваливаются, поэтому они массово приходят на курсы к специалистам, которые строят карты питания, работают с зависимостями, дают программу тренировок.
  5. Повышение личной эффективности. Современный человек должен идти в ногу со временем и выдерживать конкуренцию с молодыми да ранними, поэтому специалист помимо навыков профессиональных развивает навыки тайм-менеджмента, выработки полезных привычек, проведения совещаний, минимализма и пр.

Уже в каждой этой сфере можно найти десятки ниш. Но какая из них выстрелит? Где есть “голубой океан” без конкурентов-акул? Стоит ли идти в готовую нишу с доказанным спросом или искать новые берега, но рисковать и тратить время? Выбор зависит от вас, а вот методы мы подскажем. ниша онлайн-школа

Изучаем рынок

Чтобы выбрать конкретную узкую нишу с гарантией прибыли, посмотрите на уже действующие проекты. Например, можно изучить западный рынок и выделить ниши, где проект за короткое время быстро развился и вышел на самоокупаемость. Как известно, к нам все приходит из США и Европы с опозданием в 3-5-10 лет. Вы можете воспользоваться этой пропастью и самостоятельно перенести их опыт к нам, минуя этот временной разрыв.

Повторение чужого успешного опыта — это гарантия востребованности, сокращение времени на проработку тех вопросов, которые не будут важны, понятные финансовые перспективы.

Можно посмотреть на западный рынок, найти там

а) готовые проекты в интересной для вас области,

б) суперуспешные проекты, но в новой для вас области.

Если для вас важно применить свой опыт и строго следовать за знаниями и экспертизой, то изучайте больше проекты варианта а). Если вам интересно попробовать новое для себя, но при этом с гарантией востребованности и прибыльности, то смело копируйте проекты варианта б.

Далее нарисуйте круги в виде Диаграммы Венна/Эйлера (Venn/Euler diagram). Показывает отношения в виде накладывающихся друг на друга кругов (чаще всего трех). Область, в которой пересекаются все круги, показывает общее между ними. В нашем случае идеальный вариант по сочетаемости.

Первый круг — то, что мы знаем и умеем. Второй круг — то, что востребовано. Третий круг — то, что хотим делать, сфера, которая нас увлекает.

ниша онлайн-школы

Пример успеха

Никита Маклахов, по специальности «защитник информации», после окончания университета начал карьеру интернет-маркетолога и несколько лет ездил из Зеленограда в Москву для офисной работы. В какой-то момент Никита решил поменять жизнь и отправился в Таиланд. Там он все время был занят то одним, то другим проектом. Он не оставлял работу, даже когда был в поездке по Южной Америке. Сначала продолжал работать интернет-маркетологом в компании удалённо, потом начал развивать свои сообщества в ВК и вести SMM-проекты. Параллельно Никита увлекся техниками повышения личной эффективности и создал обучающий курс в данной тематике, а также поддерживающий его подкаст WillBeDone. Подкаст — это еженедельные интервью Никиты с экспертами области, которые раскрывали отдельные темы в сфере развития личности, мастерства, тайм-менеджмента и др. Подкаст постепенно набирал популярность, а запущенные курсы “Академия эффективности” и “Игра в привычки” за полгода выдержали уже несколько стартов. Сейчас участие в каждом из курсов стоит от 5 до 20 тысяч рублей, среднее число участников в полуторамесячной программе — 30 человек. А команда — всего 3-4 человека. И это только начало!

willbedone академия

Вдохновляет, неправда ли?  Еще один интересный кейс от Елены Поповой, прочтите сразу после этой статьи.

По итогам у вас должна быть одна приоритетная ниша, с которой вы стартуете, одна в виде плана В и одна сумасшедшая интересная и необычная (экспериментальная). Вот в таком порядке и пробуйте их на живой аудитории, пока не найдете то самое.

После того как вы определились с нишей, выбирайте инструменты, с помощью которых вы быстро протестируете спрос на свой продукт без больших финансовых затрат.

Мы рекомендуем:

  • Собрать небольшой лендинг на бесплатной платформе: например, Tilda, Wix
  • Выложить анонс курса или тренинга в группах в соц.сетях, купить рекламу в Яндексе или Гугле на небольшую сумму (10-20 тысяч рублей)
  • Разместить курс на платформе для размещения контента: например, Antitreningi и TeachBase (платные) или LearMe (бесплатная)
  • Для работы с участниками нужно завести группу в мессенджере или соц.сети и открыть аккаунт в сервисе почтовой рассылки. Традиционно все пользуются MailChimp, так как до 2000 получателей он бесплатный.

На тест и эксперимент тратьте не более 1 месяца и не более трети имеющегося у вас в запасе бюджета. При отсутствие желаемого результата в срок — без сожалений начинайте новое дело по плану В.

Материал подготовила Чащина Анна, директор по развитию онлайн-платформы для организации обучения LearMe.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *