Истории успешных школ, которые зарабатывают по 3 миллиона рублей в месяц, вдохновляют, но несут мало практической пользы тем, кто только начинает свой путь в онлайн-образовании.
Мы решили провести серию интервью с начинающими авторами онлайн-курсов, чтобы узнать, с какими сложностями они столкнулись и как с ними справлялись.
Первой на наши вопросы ответит Елена Попова из Перми, автор курсов по маркетингу для начинающих предпринимателей.
Формат: вебинары с домашним заданием
Длительность: 3 недели
Стоимость: от 5 тысяч рублей
Количество участников: 5
LM: Елена, расскажите, пожалуйста, о том, какие курсы сейчас вы предлагаете и какие планируете? Какова стоимость, сколько участников на курсе, какой формат, какова длительность курса? Есть ли цепочка продуктов или вы пока продаете только 1 продукт?
Елена: Сейчас я предлагаю курс по маркетингу для тех, кто только открывает свой бизнес и хочет сразу сделать все правильно, или уже пытался рекламироваться, но реклама плохо работала и клиентов мало. Этот курс длится 3 недели и стоит пока 5 000 руб. Полную группу я не набрала, планировала 10 участников, но пока их только 5. Так что, места еще есть и прошло только первое занятие. Формат — цикл вебинаров с обратной связью по домашним заданиям.
Неожиданно для меня, скоро начнется еще один курс, о том, как участвовать в госзакупках. Почему неожиданно? Ранее я его читала в вузе очно, но по просьбам участников группы Websarafan, которых заинтересовал мой курс, я решила перевести его в онлайн-формат. Курс индивидуальный, рассчитан на 12 часов лекционных вебинаров и практикумов в формате видеовстреч. Стоимость — 12 000 руб.
В планах отдельный вебинар по маркетинговым исследованиям без бюджета, возможно, сделаю его бесплатным.
Цепочки продуктов пока нет, пробую для себя разные варианты, чтобы определить какие комфортнее и эффективнее.
LM: Чем вы занимались до создания онлайн-курсов?
Елена: Я 6 лет преподавала в вузе. Уже почти 9 лет занимаюсь консалтингом в сфере маркетинга и стратегического планирования, а также являюсь руководителем консалтинговой компании Advice.
LM: Почему вы решили запустить онлайн-курсы?
Елена: В первую очередь, потому что соскучилась по преподаванию, мне всегда нравилось работать со студентами. При этом, онлайн-курсы позволяют освободиться от вузовской бюрократии, найти свою аудиторию и при этом больше времени проводить с ребенком.
LM: У вас не было ли страха, что уже много подобного на рынке, конкуренция высокая и продукт не будет востребован?
Елена: Страха не было, больше всего курсов в моей сфере про SMM, в то время как я на этом подробно не останавливаюсь. К тому же, у каждого своя манера подачи информации и всегда есть те, кому ближе именно твоя. Есть достаточно много знакомых, которые не могут позволить себе мои консалтинговые услуги, но хотели бы попробовать научиться планировать и запускать рекламу самостоятельно.
LM: Как вы выбрали нишу для курсов?
Елена: Я рассказываю о том, о чем меня регулярно спрашивают и мои платящие клиенты, и участники бесплатных консультаций. Именно на них я и набрала первую аудиторию.
LM: Каковы ваши ожидания от запуска онлайн-курсов? Как это изменит вашу жизнь/ достаток?
Елена: Для меня онлайн-курсы — это пока не источник основного дохода, а скорее способ самореализации и развития личного бренда. Но я хочу, чтобы слушатели моих курсов в результате смогли дорасти по масштабам бизнеса до моих клиентов в консалтинге.
LM: С какими сложностями столкнулись при создании курсов? Как решали эти задачи?
Елена: Сложности были, во-первых, технического характера. Я перепробовала 3 вебинарных площадки, прежде чем у меня все нормально заработало. Сначала я пробовала настроить YouTube (трансляция для тех, у кого есть ссылка). Я так и не поняла, почему он заблокировал мне прямые эфиры еще до того, как я смогла провести первый.
Потом попробовала еще один сервис — Webinar FM. Там не работала запись видео на диск, хотя должна была. А для меня это важно, поскольку больше половины слушателей смотрят вебинары в записи. Менеджер отправил меня писать в техподдержку. Чтобы написать в техподдержку, просили зарегистрироваться на непонятном сайте. Так я и от них ушла)
Сейчас пользуюсь Pruffme. Возможно, перейду на Zoom — у него функций больше.
Во-вторых, сложности с получением оплаты за курс. Меня просят об отсрочках оплаты, и мне сложно отказать людям. Но я понимаю, что в этом случае на таких условиях будут приходить все. Придется искать дополнительные средства на рекламу и технические инструменты.
Если говорить о сложных моментах для меня, как для преподавателя, то я очень жалею, когда люди уходят с середины курса, потому что поменялись планы или некогда. Начинаю думать, где я недоработала.
LM: Как вы продвигаете курсы? Были ли с этим сложности?
Елена: Сложности с продвижением, учитывая мою сферу деятельности, у меня всегда связаны с нехваткой времени на него))
Продвигала достаточно стандартно: через личные контакты, бесплатные вводные вебинары, на которых мы со слушателями можем познакомиться, через таргетированную рекламу в соцсетях. Вот на нее времени и не хватает. Только начала тестировать варианты.
LM: Мы проанализировали активности Елены в социальных сетях и отметили для себя несколько способов продвижения курсов через личную страничку:
- Лайв-интервью с экспертами, которые смотрят 300 человек.
- Посты-рекомендации с полезными советами.
- Предложение присоединиться к бесплатному вебинару, поставив плюсик в комментарии (тем, кто отметится, высылают ссылку для участия).
- Предложение записаться на аудит рекламной кампании через личное сообщение или по телефону.
- Короткие лайв-трансляции с разбором отдельных вопросов маркетинга и продвижения.
- Анонс недорого платного вебинара “Как рекламироваться без бюджета или с микробюджетом” за 400 рублей.
- Участие в очных форумах, конференциях для сбора контактов целевой аудитории в обмен на консультацию.Советы по запуску курса без бюджета вы найдете в данной статье.
LM: Вы делаете курсы самостоятельно или привлекаете исполнителей?
Елена: Курс делала самостоятельно. В планах попробовать сделать видеокурс, в этом случае буду привлекать специалистов по видеосъемке и монтажу. Мне повезло, у меня есть знакомые, которые этим занимаются.
LM: Какие инструменты для организации курса вы применяли и применяете?
Елена: Для общения, обсуждения домашних заданий использую закрытые группы и беседы ВК, вебинары провожу на платформе Pruffme. Оплату принимаю переводом на свой счет как ИП. Когда платежи от юрлиц, в этом плане проще. Ну, а клиентская база у меня по старинке в Excel.
LM: Как вы обеспечиваете вовлеченность и высокую посещаемость курса?
Елена: Хорошую вовлеченность дают групповые обсуждения домашних заданий, вообще общение участников между собой. Часто они добавляются друг другу в друзья и продолжают общение и после курса.
Посещаемость онлайн у меня низкая, большинство смотрят вебинары в записи. Для меня это, конечно, не так интересно, поскольку я люблю живые вопросы по ходу рассказа. Но свободное время сейчас общий дефицит, и я рада, что пока все участники по крайней мере пересматривают записи.
LM: Есть ли у вас лайфхаки по организации курсов и сбору отзывов?
Елена: Главный лайфхак по сбору отзывов — о них надо не забывать просить! И это относится не только к онлайн-курсам. Если продукт хороший, а вы еще и предложили вопросы, облегчающие написание отзыва, вам мало кто откажет.
Рассказывайте о том, что вам близко и нравится, и люди это почувствуют!
LM: Какие ошибки вы совершили вначале, от которых хотелось бы предостеречь остальных?
Елена: Найдите время себя прорекламировать. Это окупается.
LM: Какие у вас дальнейшие планы?
Елена: Провести курсы, собрать отзывы, сделать лендинг. Хотелось бы автоматизировать часть функций по регистрации на курс и оплате.
Придумать новые полезные курсы. Нравится формат марафона, возможно, будет что-то такое.
Ссылка на профиль Елены Поповой в Facebook: https://www.facebook.com/eshulyateva
Материал подготовила Чащина Анна, директор по развитию платформы для организации онлайн-обучения LearMe.ru