Как создать курс для онлайн-обучения? — таким вопросом все чаще стали задаваться опытные преподаватели, тренеры и коучи, которые долгое время проработали в офлайне.
Несмотря на большой багаж очной работы с аудиторией за плечами, создание онлайн-курса — это нечто новое, отличное от предыдущей практики. У онлайн-курсов есть свои особенности.
Как традиционно проходят занятия:
- В течение месяца набирается группа и стартует в определенный день,
- Ученики регулярно приходят в зал для занятий,
- Преподаватель ведет лекцию: рассказывает материал, рисует на доске,
- Преподаватель может адаптировать материал под аудиторию (остановиться на каком-то моменте больше или не объяснять очевидное для зала),
- Преподаватель предлагает групповую работу или предоставляет время для выполнения заданий прямо на уроке,
- Преподаватель обращается к ученикам за ответом, помощью, спрашивает мнение о занятиях в целом.
Давайте посмотрим, что происходит во время онлайн-занятий:
- преподаватель записывает материал для учеников и проводит вебинары,
- ученики потребляют контент в формате видео, текста, вебинаров самостоятельно,
- домашние задания чаще всего проверяют помощники и кураторы курса,
- у преподавателя отсутствует визуальный контакт с учениками,
- ученики проходят курс в разное и удобное для них время,
- ученики по собственной инициативе общаются в мессенджере или чате,
- курс не адаптируется под учеников, а проходит в стандартной форме.
Плюсы для учеников в том, что можно учиться из любой точки мира и в любое время, а также изучать тему через различные виды контента (кому что по душе). Минус — отсутствие тесного контакта с группой и преподавателем, меньше внешней мотивации.
Плюс для преподавателя — возможность масштабировать свой бизнес, охватить как можно больше людей из разных городов и часовых поясов, при этом не тратить время на повторение одного и того же из раза в раз, на проверку заданий. Минус — меньше возможностей для воздействия на учеников, а значит, большие потери в процессе прохождения курса. Не многие доходят до конца.
Учитывая эти особенности, ответ на вопрос “Как создать онлайн-курс?” включает 5 основных моментов:
- Изучите потребности и боли клиентов.
Из всего многообразия клиентов выделите, кто ваш клиент (компания или человек, женщина или мужчина, ребенок или взрослый и т.д.). Изучите его боли, задачи, вопросы. Чем более тщательно вы подготовите портрет вашего идеального клиента, тем легче вам будет привлечь его и довести до результата.
Для того чтобы узнать своих учеников поближе, проведите проблемные интервью с вашими действующими клиентами в офлайне и с новой аудиторией: подготовьте опросник и найдите не менее 20 мест, где вы можете пообщаться с потенциальными клиентами.
Допустим, вы предлагаете кулинарные курсы для деловых женщин, у которых есть только 15 минут в день на приготовление еды. Где их искать? В кафе во время бизнес-ланча, в группе в социальной сети, на деловых конференциях, в Москва-Сити, в маникюрном салоне.
Главное — спрашивать не про гипотетическое будущее, а про прошлое. Про то, что уже происходит в их жизни и их не устраивает.
Беседу можно начать так: “Я сама ужасно занята, а муж просит готовить дома. Не успеваю. Даже и не знаю, что делать. А вы как справляетесь?” И вот тут женщина выдает все свои страхи, боли, обиды. А вы можете ее направлять новыми вопросами. Например, “А где ищете рецепты “быстрых” блюд?”
В конце беседы не нужно ничего продавать. Гипотетические вопросы “Как думаете, вам были бы интересны курсы…?” влекут за собой такие же гипотетические ответы “Наверное, да”.
Поэтому нужно лишь поблагодарить за информацию.
Чем больше интервью вы сделаете, тем лучше. Желательно не менее 150-200. Тогда у вас будет более полная и цельная картина. На основе полученной информации вы сформируете структуру курса с учетом особенностей клиента (занятости, финансовых возможностей, остроты проблемы).
- Правильно структурируйте курс.
Большинство преподавателей пытаются перенести в онлайн среду формат лекций — двухчасовые рассказы по теме с вопросами в конце. Однако в удаленном режиме такой формат терпит фиаско.
Учитывая то, что нет инструментов принудительного удержания внимания (закрытая комната, выделенные часы, ощущение группы) и личного контакта, ученики не получают пользы от такой подачи материала и разочаровываются.
Необходимо разбить материал на короткие уроки: видео на 7-10 минут и задания, текст на 2-3 страницы Word 12 кеглем, аудиозапись не более чем на 30 минут.
Уроки сгруппируйте в блоки. Например, каждый день по короткому уроку, а в неделю 5 уроков.
Общая длительность курса — не более 2 месяцев, так как ученики устают от обилия информации и работы над собой. Нужно чередовать обучение и отдых, а не выжимать все соки из клиента. От занятий у него должно оставаться чувство принуждения, работы из под палки. Учебный процесс должен идти легко и играючи, как в детстве.
Включите в структуру урока тестирование, эссе, финальный экзамен или эссе.
- Внедрите элементы игрофикации.
Над учениками не стоит строгий преподаватель с указкой во время обучения. Поэтому клиенты могут сделать паузу, тормозить в прохождении курса. Это нормально, даже если изначально была большая мотивация. Домашние дела и работа могут переключить фокус внимания. А ощущение, что курс никуда не денется, становится оправданием бездействия. Чтобы помочь им не сойти с пути, стоит внедрить элементы геймификации.
Как можно повысить вовлеченность:
- Бонусные материалы,
- Приглашенные спикеры и гости,
- Открытые показатели: сколько человек дошли до данного этапа, сколько впереди и позади (элемент соревновательности),
- Строгие правила — к определенному этапу допускаются только те, кто выполнил задания (полная открытость материалов расслабляет).
Также можно придумать систему баллов для участников и начислять их за каждое прохождение урока, за прохождение урока быстрее всех, за самое качественное/ оригинальное домашнее задание. Далее баллы можно использовать для оплаты следующих курсов. Так вы убиваете 2 зайцев — стимулируете проходить курс и рекламируете другие свои курсы.
- Создайте иллюзию очной групповой работы и сопричастности.
Одна из составляющих успеха курса — сильное окружение и коллектив.
Чтобы участники чувствовали себя частью группы и сообщества рекомендуем создать группу в социальной сети, где можно обменяться мнениями, дать друг другу совет.
Что еще можно делать в группе:
- выкладывать бонусные материалы (видео, ссылки на дополнительные материалы),
- инициировать общение (например, попросить поделиться ответом на здание)
- проводить сессии вопрос-ответ с собой или приглашенным экспертом,
- просить участников выкладывать артефакты — фото прогресса, домашние задания, вопросы для еженедельного созвона, отзывы о курсе, впечатления от урока.
Некоторые системы для публикации курсов дают возможность увидеть ответы других участников.
Хорошая идея — привлечь выпускников прошлых курсов в качестве pace maker или бадди. Это люди, которые подсказывают, подбадривают, дают советы со стороны. Они еще не эксперты, но уже находятся на ступеньке выше, чем участники курса. Поэтому хорошо понимают, что переживают новички и активно помогают.
- Правильная подача курса.
Привлечение клиента — это многошаговая коммуникация, которая начинается со знакомства и этапа присматривания друг к другу, возникновения доверия. Затем возможны “пробы” — покупка недорогого продукта или участие в бесплатном коротком курсе. Если доверие укрепилось, то дальше клиент остается с вами и идет по предложенному пути.
Чтобы клиенты пришли на курс, нужно интересно и вкусно, ароматно о нем рассказать по схеме:
- Аперитив — бесплатный полезный материал, который демонстрирует навыки преподавателя, дает почувствовать эффект от совместной работы. Материал может быть представлен в виде бесплатной консультации, вебинара, инструкции, кейса. Главное — отдать много, но при этом не продавать. Те, кто почувствуют настоящую ценность, сами поинтересуются платными продуктами. Важно в конце дать свои контакты и показать, где можно найти больше информации по теме и по вашей работе.
- Приглашение на платный продукт — анонс предстоящего курса или программы с указанием даты, времени, названия, цели и ожидаемого результата. Возможно проведение вебинаров и встреч с рассказом о том, что ждет на платном курсе.
- Страница платного продукта — полное описание, где содержатся ответы на все возможные вопросы клиента и, конечно, отзывы, доказательства эффективности, кейсы и результаты. Если отзывов пока нет, проводите курсы бесплатно или с дисконтом, чтобы проверить их полезность. Если польза есть — вы получите отзыв, если курс неудачный, то тестировщики ничего не потеряли (кроме времени).
Такие маленькие, но четкие шаги не создают излишнего давления на потенциального клиента, но в то же время позволяют завоевать его доверие и привлечь внимание в условиях большой конкуренции.
Кто-то сравнивает процесс создания отношений с клиентом со свиданиями, кто-то с приручением дикого зверя, кто-то с воспитанием ребенка, важно одно — создавайте курс с любовью и заботой о клиенте и с прицелом на долгие отношения, тогда вас ждет успех!
Бесплатно разместить курс вы можете на платформе LearMe. Регистрируйтесь, добавляйте уроки, обучайте клиентов бесплатно. Подробнее по ссылке>>>