Как создать онлайн-курс: 6 популярных ошибок

Мы проанализировали опыт авторов онлайн-курсов и выделили 6 проблем, которые чаще всего возникают при создании своего проекта. В статье мы опишем суть каждой проблемы и дадим полезные рекомендации по ее решению.

Если вы планируете запустить собственный онлайн-курс или уже запустили, но не наблюдаете успеха (мало клиентов, негативные отзывы) – советуем изучить основные ошибки, с которыми сталкиваются авторы. Эти знания помогут предотвратить неудачи в будущих проектах либо исправить ошибки в имеющемся материале. Мы разберем 6 самых частых ошибок, подскажем, как их избежать и что учитывать перед тем, как создать онлайн-курс с нуля.

Ошибка №1. Тема не востребована

Многие стартапы терпят неудачи из-за того, что авторы не исследуют рынок и не выясняют, есть ли потребность в их инфопродукте. Если вам кажется, что тема крутая и интересная, вы прекрасно разбираетесь в ней и готовы многому научить – это вовсе не значит, что сразу найдется много желающих обучаться. Искренняя увлеченность и глубокие знания преподавателя тоже важны, но главное – тема. Она должна быть сильной, востребованной, решать проблемы и «боли» учащихся. Сформулируйте тему четко и ясно, чтобы клиент понимал, за что он платит.

С развитием технологий постоянно растет потребность в новых специалистах: в областях веб-дизайна, SMM, таргетинга, email-маркетинга, аналитики данных, блокчейна и т.д. Есть «вечные» сферы, в которых развитие может идти непрерывно: спорт, правильное питание, психология, отношения, иностранные языки. В любой из перечисленных областей можно найти тысячи более узких тем и направлений.

Как не допустить ошибку?

  • Чтобы узнать потребность людей в выбранной теме, посмотрите частоту поисковых запросов по ней в Яндекс.Вордстат и Google trends.
  • Проведите небольшое маркетинговое исследование. Проанализируйте существующие онлайн-курсы и тренинги по аналогичной тематике, опыт зарубежных коллег. Изучите на форумах и в соцсетях отзывы о подобных курсах, проблемы и сложности, с которыми сталкивались студенты.
  • Формулируя тему, используйте цифры, предложите способ решения конкретного вопроса. Это сделает курс ценнее, а его результат – убедительнее. К примеру: «Осваиваем продвижение в мессенджерах за 50 часов», или «Английский от Elementary до Intermediate за 3 месяца».
  • Если в нише царит высокая конкуренция, ищите свою «фишку». Сужайте направление обучения, выделяйте конкретный сегмент целевой аудитории, предлагайте свое УТП. Например, курс похудения, рассчитанный не на всех женщин, а на недавно родивших ребенка и желающих восстановить фигуру. Или мини-курс по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.
  • Соберите учебный материал, используя актуальные источники информации. При необходимости консультируйтесь у сторонних экспертов-профессионалов в конкретной области.
  • Когда появятся первые наработки, протестируйте свой инфопродукт на фокус-группе. В нее могут войти ваши знакомые, друзья, коллеги, члены семьи.
  • Чтобы опробовать курс в деле, создайте простой лендинг с анонсом и преимуществами проекта. Проведите бесплатный пробный вебинар или запишите видеоурок – так вы увидите реакцию и заинтересованность аудитории.

Если вы новичок и не знаете, как создать онлайн-курс, отвечающий рыночным трендам, то в качестве первого опыта выбирайте «жесткую» нишу. В нее входят курсы, в которых к концу обучения можно увидеть реальный результат. К примеру, нарисовать несколько акварельных скетчей, похудеть на 5 кг, научиться создавать чат-ботов и т.д. Если после завершения курса ученик получил то, за чем изначально шел, и остался доволен – значит, ваша тема «выстрелила».

Ошибка №2. Не продуман формат

Распространенная проблема авторов – непродуманные формат и структура курса.

Основной формат онлайн-обучения – записанные видеолекции с заданиями или цикл вебинаров, т.е. общение с преподавателем в режиме реального времени. Видеоуроки хороши тем, что смотреть их и выполнять задания ученик сможет в любое удобное время. Не нужно ждать старта курса и спешить к прямой трансляции. Недостаток – ученику понадобится железная воля и дисциплина, чтобы дойти до конца. Чтобы избежать этого, включайте в содержание мотивирующие моменты: например, проверку заданий преподавателем с обратной связью и выставление оценок.

На вебинар приходит больше мотивированных учеников, ведь они подстроили свой график под установленное время занятий. Здесь важно излагать материал так, чтобы слушатели не заскучали. Двухчасовая монотонная лекция, даже в сопровождении текста, графиков или таблиц, утомит клиентов. Мозг лучше воспринимает информацию в форме активного диалога, смены деятельности, коротких творческих упражнений. Если разбираете очень сложный материал, то раз в 20-30 минут давайте слушателям расслабиться: шутите, переходите на отвлеченные темы, поддерживайте легкую беседу.

Как не допустить ошибку?

  • Выберите платформу, на которой сможете сделать удобный для вас и студентов онлайн-курс. Оцените все доступные на сайте способы передачи информации, оценку результатов, итоговый тест. Это поможет грамотно выстроить образовательную траекторию курса.
  • Заранее пропишите учебный план. Логически распределите контент по блокам: в дальнейшем эти блоки станут темами уроков или вебинаров.
  • Следите за хронометражем. Лекции на 3-4 часа будут слишком утомительны. Оптимальная длительность – 1,5 часа с 5-минутным перерывом. Продолжительность одного видеоурока – не более 15-20 минут.
  • Выбирая время для вебинаров и прямых трансляций, ориентируйтесь на вашу аудиторию. Если подавляющая часть работает днем, лучше проводить занятия в будние дни по вечерам (18-20 часов). Так к уроку успеет присоединиться больше людей. Если вебинары связаны с профессиональной деятельностью клиентов, возможно, уместно их организовать рано утром – с 9 до 11 часов. По поводу уроков в субботу и воскресенье советуйтесь с группой заранее, чтобы не помешать планам на выходные и увеличить % посещаемости.

Необходимо логически связать уроки между собой, чтобы после окончания курса у студентов сложилась целая картина.

Ошибка №3. Слишком много информации

Наряду с планированием и структурой, важную роль играет содержание. Если у эксперта накоплено много материалов и практических разработок, собраны ценные выдержки из книг, примеры собственных кейсов, то все это точно захочется уместить в один курс. Желая охватить все темы разом, автор перегружает курс контентом. Так делать нельзя, особенно при обучении на начальном уровне. Новички не усвоят лавину информации и в какой-то момент перестанут ее воспринимать. Результат – из-за непонимания пропадет мотивация к обучению. А учащиеся на ступенях выше захотят получать конкретные знания, без воды и лишних отступлений.

Как не допустить ошибку?

  • На этапе разработки плана вычеркивайте ненужную информацию. Задавайте себе вопросы: «почему важно дать именно этот материал?», «как он поможет ученику в дальнейшем?», «можно ли обойтись без него?».
  • Объемный курс разбейте на несколько частей (шагов, ступеней). Если учащихся заинтересует начало, они захотят продолжить обучение, чтобы глубже погрузиться в тему.

В интернете и так много информации, поэтому задача вашего курса – отсеять лишнее и стать удобным навигатором, позволяющим ориентироваться в выбранной теме.

Ошибка №4. Хромает подача материала

Чтобы продемонстрировать экспертность и отличное владение материалом, авторы начинают сыпать непонятными, сложными терминами. Студентов может отпугнуть профессиональная терминология, они почувствуют себя неловко. Многие стесняются задавать преподавателю вопросы, чтобы не казаться глупым. В итоге к концу обучения образуются пробелы в знаниях, а студенты жалуются, что курс не оправдал их ожидания.

Как не допустить ошибку?

  • При объяснении темы отталкивайтесь от уровня учащихся. «Прощупайте» почву, опросите аудиторию, насколько она разбирается в теме. К примеру, перед тем как создать онлайн-курс по английскому языку, продумайте тест на проверку знаний учеников, чтобы увидеть их сильные и слабые стороны.
  • Новичкам лучше объяснять материал на конкретных примерах из жизни, рассказывать о своем опыте, проводить забавные аналогии. Сложные термины нуждаются в обязательной расшифровке. Можно составить памятку или мини-словарик, куда войдут основные понятия курса.
  • Повторяйте и закрепляйте новые термины в процессе всего обучения. Для закрепления хорошо подходят наглядные схемы, рисунки, яркие слайды, короткие видеоролики.
  • Снова обратитесь к фокус-группе из друзей и знакомых: вкратце расскажите материал, уточните, все ли было понятно. Вы получите объективный взгляд со стороны, замечания и при необходимости доработаете недочеты.

Может возникнуть обратная ситуация, если вы озвучиваете на уроке очевидные вещи. Ученикам быстро станет скучно, они пожалеют, что приобрели курс, мотивация продолжать занятия исчезнет. Если вы понимаете, что аудитория знакома с темой, имеет достаточный багаж знаний и практический опыт – не бойтесь применять профессиональный сленг, усложнять информацию примерами, кейсами и дополнительным текстом.

Ошибка №5. Максимум теории, минимум практики

Собираясь сделать онлайн-курс с нуля, продумайте, как ученики смогут применить полученные знания на практике. Авторы часто заблуждаются, не включая в курс домашние задания, промежуточную и итоговую проверку знаний. В реальной жизни курс окажется бесполезным, если клиенты будут только поглощать теоретическую информацию, без тренировок, разборов ошибок и ведения тестовых проектов. Ученики должны увидеть, как новое знание «работает» в конкретной ситуации и поможет при смене сферы деятельности.

Как не допустить ошибку?

  • В каждый урок включайте практические задания на отработку навыка. Проверяйте домашнюю работу, объясняйте ошибки, при необходимости давайте дополнительные упражнения.
  • В ходе занятий применяйте чек-листы: выполнение пунктов будет стимулом к продолжению обучения.
  • Используйте элементы обучающей игры. Геймификация – это мощный практический прием. Помните, что игра должна не только развлекать ученика, но закреплять полученный навык. К примеру, возможность ставить цели, а на пути к ней собирать бонусные баллы и награды. Включайте соревновательный элемент: рейтинги, достижения, турнирные таблицы, в конце курса поощряйте лучших. Осваивать иностранный язык интереснее, представляя себя персонажем из книжной или киновселенной, в рамках увлекательного сценария, квеста.
  • Во время вебинара старайтесь, чтобы ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками дискуссии. Задавайте вопросы по ходу трансляции, просите студентов спрашивать о неясных, вызывающих сложности моментах. Если в чате долго стоит тишина, выручат 2-3 заранее приготовленных вопроса к ученикам об их опыте, прошлых проектах, интересах.

Практические задания могут стать основой для будущего портфолио. Итоговый зачет или защита учебного проекта подтвердят, что ученики овладели знанием на достаточном уровне, способны применять их в реальной профессиональной деятельности.

Ошибка №6. Мало взаимодействия с учениками

Одна из распространенных ошибок при создании онлайн-курсов – ограниченный контакт с учеником, при котором происходит следующее: автор создал курс, оформил его, привлек клиентов и полностью отстранился от дел. Однако активное взаимодействие учащихся и преподавателя полезно для обеих сторон. Если ученики не получают поддержки, на их вопросы никто не отвечает, ошибки остаются не разобранными, результата от такого обучения не будет. В такой ситуации ученик скорее забросит курс или бегло просмотрит контент, не вникая в подробности, и вряд ли захочет вернуться снова и переходить на следующую ступень.

Автору же общение с учениками необходимо для получения обратной связи. Фидбек поможет усовершенствовать курс, добавить новые элементы или, наоборот, убрать неработающие методики.

Как не допустить ошибку?

  • Во время вебинаров стимулируйте учащихся участвовать в диалоге. Не оставляйте вопросы без ответа. Если вопрос задан не по теме, поясните, что его можно обсудить после занятий по Skype или в личных сообщениях.
  • Сопровождайте клиентов от начала и до конца курса. Давайте комментарии к домашним заданиям, спрашивайте о сложностях, возникших на каждом этапе.
  • Создайте канал в Telegram, группу в Whatsapp или чат в Skype, чтобы участники группы могли обменяться мнениями. В общем чате удобно уведомлять всех и сразу о переносе урока или изменениях в графике.
  • Подготовьте короткий опрос для выпускников об их впечатлениях по поводу курса.
  • Предложите поделиться отзывами в социальных сетях. Положительные комментарии станут отличной рекламой онлайн-курса, а негативные – поводом серьезно пересмотреть формат.

Чтобы избежать неудач, учитесь на чужих ошибках при разработке онлайн-курса. Продумывая содержание и структуру занятий, в первую очередь думайте о результате и опыте, который получат ваши ученики. Несколько грамотно реализованных и востребованных проектов – прямой путь к открытию собственной онлайн-школы. Туда вы сможете привлечь экспертов, спикеров и тренеров, собрав собственную надежную команду.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *