Ниша онлайн-школы — это ключ к успеху предпринимателя. Востребованность и актуальность темы обучения — гарантия хорошего заработка.
Предприниматели, осознав все преимущества онлайна перед офлайном:
- широкий охват людей (нет территориальных и временных границ, нет привязки к офису),
- высокая оборачиваемость (привлечение тех, кто хочет за короткое время получить максимум информации),
- низкая цена за вход (без офиса, товаров, складов, большого штата сотрудников).
— Начинают поиск сильной темы, которая зацепит клиентов и будет долгоиграющей, а не разовой историей.
Приведем пример такого удачного проекта
Школа Екатерины Иноземцевой #FreePublicitySchool зарабатывает на обучении навыкам писательства, нейрокопирайтинга и развития личного бренда от 1,5 до 2,5 млн. рублей в месяц. Команда проекта из 11 человек полностью удаленная, обучение проходит онлайн, а клиенты живут не только в СНГ, но и в Европе и Америке. Сейчас их более 2000.
Основательница проекта работала в сфере маркетинга и была лицом Московской школы управления Сколково, но всегда чувствовала в себе желание писать и выражать себя через текст. Ее статьи публиковали ведущие СМИ, а книгу “Стартап без купюр” издал МИФ. Екатерина в поисках Грааля для бизнеса целый год перебирала различные ниши. За плечами у нее курсы по построению отношений, школа йоги и шпагата, курсы по осознанному питанию. Но после всех попыток выкристаллизовались те темы, которые наиболее востребованы, конкретны и дают значительный результат выпускникам — это новая профессия, самореализация и выражение себя.
Маржинальность обучения в онлайн-формате высока и составляет 40-60%. И данный рынок признан быстрорастущим. Число людей, готовых отдать деньги за курс длительностью от недели до полутора месяцев, растет примерно на 20% в год.
Если вы твердо решили открыть свою онлайн-школу, вам, в первую очередь, нужно решить, кого и чему учить. Давайте посмотрим, какие ниши востребованы, и выберем ту, что будет финансово интересной и при этом близкой и понятной.
Есть два пути — идти от своих желаний и компетенций или выбрать то, что продается, востребовано, нужно аудитории. Рассмотрим первый путь.
Итак, первое, с чего нужно начать при выборе ниши, — это с оценки своих компетенций и желаний.
Задайте себе вопросы:
- Какое у меня образование и опыт?
- Что я хорошо умею делать? За что меня ценят коллеги и друзья?
- Какие у меня есть регалии, награды, звания, титулы, дипломы?
- Чем я хочу заниматься?
- Я хочу развиваться в рамках своей профессии?
- Я хочу монетизировать свое хобби?
- Я хочу заняться чем-то новым, но развивающимся и прибыльным?
В итоге у нас получаются твердые заявления:
Вариант 1. Я переводчик, но в свободное время я очень люблю сочинять детские сказки для малышей. Мои сказки интересны детям соседей и родственников. Почему бы не научить более широкую аудиторию мам, нянь, работниц детских садов, авторов спектаклей для детей и бабушек придумывать и рассказывать собственные сказки?
Вариант 2. Я работаю в визовом центре в службе поддержки клиентов. Каждый день одно и то же. Я точно не хочу переносить этот опыт в свой бизнес. Зато я всегда страдала от своей худобы и нескладности, поэтому ходила на несколько курсов по нутрициологии и особенностям обмена веществ у худых людей. Мне кажется, питание — это перспективная ниша. Я пойду учиться на специалиста в этой области и после этого буду вести курсы “Как грамотно набрать вес без вреда для организма”.
Вариант 3. 20 лет я была HR-ом в Mars. Устала. Но у меня такой большой опыт в собеседованиях, через мои руки прошли тысячи резюме! Я не готова расставаться с этой сферой, поэтому создам тренинги “Как составить резюме” и “Как пройти собеседование в любую компанию”.
После такой оценки компетенций, твердого заявления о намерениях вы делаете небольшой финансовый план.
Он составляется на основе вопросов по организации бизнеса:
- Сколько времени я готов потратить на проработку тренингов и курсов?
- Какие дополнительные расходы я понесу?
- Какой у меня бюджет?
- Когда я хочу получить первую прибыль?
Вы можете записать выбранные варианты в таблицу, указав:
Ниша | Бюджет | Подготовка | Прибыль |
Фитнес/ Здоровье | 300 000 рублей:
100 000 на разработку программы 20 000 рублей на сайт 100 000 рублей на рекламу |
2 месяца | Через 2 месяца первые 5 клиентов по 5 000 рублей за программу |
Теперь вы понимаете, сколько времени и денег нужно для запуска проекта, который вы запустите на основе своих интересов.
А если вы хотите новую нишу? Давайте посмотрим на то, что популярно сейчас.
Какие сферы сейчас востребованы?
- Обучение профессии. Большинство людей выбирали профессию в 17 лет по совету родителей, за компанию с друзьями. Даже если выбор был осознанный, спустя 20-30 лет у кого-то поменялись жизненные обстоятельства (родился ребенок, болезнь и потеря здоровья), у кого-то снизились доходы на работе, а кто-то просто понял, что хочет нового. В связи с этим встает вопрос о получении дополнительного дохода или смене деятельности. Мамы выбирают обучение новой интернет-профессии (ведение групп в соц.сетях, телефонные обзвоны, копирайтинг). Мужчины в поисках больших денег обращаются к курсам по трейдингу или программированию.
- Обучение навыкам. Часто в текущей профессии или быту людям нужны новые навыки: говорить на иностранном языке, читать быстрее, проводить переговоры или проходить собеседования, выступать публично, продавать больше. Для этого и создают короткие курсы по навыкам. В быту пригодятся курсы по дизайну интерьеров и ландшафта, рисования, кулинарные курсы, воспитания детей.
- Как найти отношения. Основная задача большинства женщин — найти свое счастье, обрести семью, но как же это непросто в современном мире! Поэтому тысячи красавиц идут на курсы “Как найти мужчину мечты”, “Как выйти замуж за миллионера”. За громким названием скрываются навыки общения, светской беседы, этикета, красоты, имиджа и пр. Обещания громкие, но обучение вполне конкретным вещам.
- Как похудеть. Бич современности — лишний вес. Разнообразие еды, появление фаст-фуда, реклама вкусностей, большая занятость — все это привело женщин (и мужчин тоже) к проблемам с фигурой. В то же время с постеров на нас смотрят стройные накаченные девушки с мышцами на перевес. Такое противоречивое давление заставляет девушек в отчаянных попытках похудеть с помощью вычитанных где-то диет и беспорядочных упражнений в спортивном зале. Попытки проваливаются, поэтому они массово приходят на курсы к специалистам, которые строят карты питания, работают с зависимостями, дают программу тренировок.
- Повышение личной эффективности. Современный человек должен идти в ногу со временем и выдерживать конкуренцию с молодыми да ранними, поэтому специалист помимо навыков профессиональных развивает навыки тайм-менеджмента, выработки полезных привычек, проведения совещаний, минимализма и пр.
Уже в каждой этой сфере можно найти десятки ниш. Но какая из них выстрелит? Где есть “голубой океан” без конкурентов-акул? Стоит ли идти в готовую нишу с доказанным спросом или искать новые берега, но рисковать и тратить время? Выбор зависит от вас, а вот методы мы подскажем.
Изучаем рынок
Чтобы выбрать конкретную узкую нишу с гарантией прибыли, посмотрите на уже действующие проекты. Например, можно изучить западный рынок и выделить ниши, где проект за короткое время быстро развился и вышел на самоокупаемость. Как известно, к нам все приходит из США и Европы с опозданием в 3-5-10 лет. Вы можете воспользоваться этой пропастью и самостоятельно перенести их опыт к нам, минуя этот временной разрыв.
Повторение чужого успешного опыта — это гарантия востребованности, сокращение времени на проработку тех вопросов, которые не будут важны, понятные финансовые перспективы.
Можно посмотреть на западный рынок, найти там
а) готовые проекты в интересной для вас области,
б) суперуспешные проекты, но в новой для вас области.
Если для вас важно применить свой опыт и строго следовать за знаниями и экспертизой, то изучайте больше проекты варианта а). Если вам интересно попробовать новое для себя, но при этом с гарантией востребованности и прибыльности, то смело копируйте проекты варианта б.
Далее нарисуйте круги в виде Диаграммы Венна/Эйлера (Venn/Euler diagram). Показывает отношения в виде накладывающихся друг на друга кругов (чаще всего трех). Область, в которой пересекаются все круги, показывает общее между ними. В нашем случае идеальный вариант по сочетаемости.
Первый круг — то, что мы знаем и умеем. Второй круг — то, что востребовано. Третий круг — то, что хотим делать, сфера, которая нас увлекает.
Пример успеха
Никита Маклахов, по специальности «защитник информации», после окончания университета начал карьеру интернет-маркетолога и несколько лет ездил из Зеленограда в Москву для офисной работы. В какой-то момент Никита решил поменять жизнь и отправился в Таиланд. Там он все время был занят то одним, то другим проектом. Он не оставлял работу, даже когда был в поездке по Южной Америке. Сначала продолжал работать интернет-маркетологом в компании удалённо, потом начал развивать свои сообщества в ВК и вести SMM-проекты. Параллельно Никита увлекся техниками повышения личной эффективности и создал обучающий курс в данной тематике, а также поддерживающий его подкаст WillBeDone. Подкаст — это еженедельные интервью Никиты с экспертами области, которые раскрывали отдельные темы в сфере развития личности, мастерства, тайм-менеджмента и др. Подкаст постепенно набирал популярность, а запущенные курсы “Академия эффективности” и “Игра в привычки” за полгода выдержали уже несколько стартов. Сейчас участие в каждом из курсов стоит от 5 до 20 тысяч рублей, среднее число участников в полуторамесячной программе — 30 человек. А команда — всего 3-4 человека. И это только начало!
Вдохновляет, неправда ли? Еще один интересный кейс от Елены Поповой, прочтите сразу после этой статьи.
По итогам у вас должна быть одна приоритетная ниша, с которой вы стартуете, одна в виде плана В и одна сумасшедшая интересная и необычная (экспериментальная). Вот в таком порядке и пробуйте их на живой аудитории, пока не найдете то самое.
После того как вы определились с нишей, выбирайте инструменты, с помощью которых вы быстро протестируете спрос на свой продукт без больших финансовых затрат.
Мы рекомендуем:
- Собрать небольшой лендинг на бесплатной платформе: например, Tilda, Wix
- Выложить анонс курса или тренинга в группах в соц.сетях, купить рекламу в Яндексе или Гугле на небольшую сумму (10-20 тысяч рублей)
- Разместить курс на платформе для размещения контента: например, Antitreningi и TeachBase (платные) или LearMe (бесплатная)
- Для работы с участниками нужно завести группу в мессенджере или соц.сети и открыть аккаунт в сервисе почтовой рассылки. Традиционно все пользуются MailChimp, так как до 2000 получателей он бесплатный.
На тест и эксперимент тратьте не более 1 месяца и не более трети имеющегося у вас в запасе бюджета. При отсутствие желаемого результата в срок — без сожалений начинайте новое дело по плану В.
Материал подготовила Чащина Анна, директор по развитию онлайн-платформы для организации обучения LearMe.