Выбрать формат онлайн-курса — непростая задача.
С очными курсами все просто. Группа приходит в зал, перед ней выступает преподаватель или тренер, который дает теорию и немного практики, а затем с домашним заданием отправляет участников восвояси.
В случае с онлайн-курсами форматов много, а комбинаций форматов еще больше. Давайте разберем их плюсы и минусы и посмотрим несколько кейсов.
Видеоуроки (разновидности — видеозапись, аудиозаписи, запись очной конференции или выступления)
Пример: видеокурсы от “Нетологии”
Лектор может записать материал в виде коротких видеоуроков, добавить к ним текстовое описание и домашние задания, скомпоновать в структуру и продавать клиентам.
Для клиентов такой формат онлайн-курсов удобен, так как они могут смотреть видео и выполнять задания в удобное время и не ждать определенной даты старта. Минус — незамотивированному ученику будет сложно самому пройти от начала и до конца. Обычно видеокурсы дешевле онлайн-курсов и очных занятий.
В качестве повышения среднего чека клиентам можно предложить проверку домашних заданий куратором, коучем, индивидуальную консультацию.
Минус: большая предварительная работа с записью материала и монтажом, низкая вовлеченность клиента, невысокий средний чек.
Плюс: возможность получать пассивный доход от курса, который создал 1 раз. Также курс можно отдать продюсерам, которые за свои деньги будут продвигать уроки клиентам и платить вам комиссию с продаж.
Текстовый курс
Пример: курс “Пилюли” от Валентины Габышевой
Данный формат онлайн-курса чаще всего представлен в виде серии писем, которые отправляются клиенту с определенной периодичностью. Текст содержит теорию, примеры и готовые задания.
В ответном письме клиент отправляет решенные задания, инсайты, пишет эссе.
В дополнение к курсу можно создать группу для общения, предложить проверку заданий или личную консультацию.
Минусы: низкая вовлеченность клиента, который проходит курс самостоятельно, низкий чек по сравнению с онлайн-курсом, текстовый контент чаще распространяют в сети, таким образом, он теряет уникальность.
Плюсы: минимальные сроки создания контента, минимальные требования к инструментам, всегда готовый к отправке клиенту курс, который не требует затрат.
Онлайн-курс
Пример: онлайн-курсы Ольги Юрковской на Stressa.net
Онлайн-курс похож на очный курс в классе и представляет собой встречи в формате вебинаров или лекций. Преподаватель ждет в вебинарной комнате группу, начитывает материал у доски, просто голосом или в формате презентации, задает вопросы, берет вопросы из чата. Далее снабжает группу домашним заданием.
Ответы на задание можно отправить лектору в письме.
В дополнение к курсу преподаватель создает группу в скайпе или соц.сети для обсуждения материала курса и насущных вопросов.
Онлайн-курсы пользуются большой популярностью у известных тренеров и авторов, одно общение с которыми и возможность увидеть их в эфире вызывает радость. Чувство сопричастности к эксперту выходит на первый план и поставить курс в списке приоритетов.
Минусы: необходимость постоянно быть на связи во время лекции, лектор не может болеть/отсутствовать/ отдыхать, так и группа должна быть готова к участию в определенные часы и дни недели. Группа привязана к лекциям и ждет дня старта. Не подходит для людей из разных часовых поясов. Постоянные запуски требуют больших усилий по привлечению клиентов. Доход то есть (во время запуска), то отсутствует в период паузы.
Плюсы: большая вовлеченность группы, высокая эффективность, высокий средний чек.
Клуб
Пример: клуб успешных трейдеров в школе SuccessTrading
Формат онлайн-курса в виде клуба предполагает, что в центре продукта — интерфейс, где доступны полезные материалы в виде текстов, записей видео, публикуются новости рынка. У всех участников клуба есть возможность общаться в закрытом чате, делиться успехами, задавать вопросы друг другу и тренеру.
3-4 раза в месяц тренер проводит онлайн-занятия в формате мастер-классов. Он может поделиться опытом сам или пригласить эксперта.
Минусы: часто после 2-3 месяцев в клубе клиенты перестают платить, так как получили все необходимое; разный уровень участников в группе создает неудобство для “старичков”, которым нужна информация для продвинутых.
Плюсы: абонентская плата за участие в клубе обеспечивает тренеру постоянный доход и лояльную базу, удобную для перевода на новый курс/выездное мероприятие.
Разовые мероприятия (онлайн-трансляция офлайн-конференции, онлайн-марафон, онлайн-конференция, онлайн-саммит)
Пример: саммиты Websarafan
Тренер проводит краткое мероприятие в течение 2-3 дней в формате лекции с краткой серией вопросов-ответов после каждого блока.
Для увеличения охвата и для усиления саммита в части контента основной спикер или организатор приглашает экспертов, которые делятся опытом, рассказывают кейсы, дают теорию.
Возможна продажа участия в целом мероприятии или в отдельных его частях (закрытая встреча с крутым спикером, возможность задавать вопросы или показать свой кейс).
Вовлеченность можно повысить за счет:
- создание группы в социальных сетях под мероприятие для обмена мнениями, вопросов,
- “плюшки” и бонусы на мероприятии (схемы, таблицы, лайфхаки),
- объявление, что записи мероприятия не будет или что оно не повторится,
- объявление, что будет бесплатно выступать гость, тренинг которого стоит 50 000 рублей.
На мероприятии можно демонстрировать рекламу от партнеров, для которых собранная аудитория — целевая. Например, на тренинге личностного роста можно предлагать умные блокноты или приложение для работы со списком задач.
Минусы: разовое тематическое мероприятие, которое требует много усилий на организацию, спрос на мероприятие не гарантирован (можно не угадать с темой), выручка колеблется от мероприятия к мероприятию, приглашенные спикеры могут заболеть/не приехать.
Плюсы: возможность охватить большое количество участников, возможность продавать на мероприятии свои или чужие услуги, возможность потом продавать запись.
Комбинированный формат
Пример: школа ассистентов Helppy.co Ольги Шевченко
Комбинированный формат сочетает в себе несколько представленных выше форматов. Например, у Ольги курс длится 5 недель, в течение которых студенты получают с понедельника по пятницу 1 видеолекцию на 1-2 часа с разбором главной темы и несколько видеоуроков. Всего лекций — 31. Кроме уроков в школе есть база знаний на 120 мануалов и статей, а лекции читают 12 приглашенных спикеров.
По пятницам с учениками проходит видеочат для обсуждения вопросов и результатов недели. Если ученик не может присутствовать, но вопросы прислал, для него преподаватель отвечает в прямом эфире и потом отправляет запись.
В течение всего курса студенты выполняют реальные задания от партнеров школы. Лучший ученик по итогам курса получает обратно сумму, уплаченную за обучение.
Для вопросов используется закрытая группа в Facebook.
Минусы: необходимо собрать группу на определенные даты и делать запуски. Требует больших усилий на организацию и работу 24/7. Для учеников такой активный формат занятий может быть сложным. Не все выдержат и дойдут до конца.
Плюсы: большая вовлеченность участников и высокая эффективность. Такой формат подходит для обучения профессии. Стоимость такого курса выше стоимости видеокурса или клуба.
Нестандартный формат — игра
Примеры: Клуб благородных девиц Анастасии Постригай, игра “Космический бублик”
Такой формат онлайн-курса работает для постоянных клиентов или наоборот для новых клиентов, которые хотят изучить себя, узнать новое, получить оригинальный опыт.
Обычно цель курса — узнать себя, свое предназначение, выйти за рамки привычной жизни, найти новых знакомых.
Курс построен на получении интересных и неожиданных заданий в формате видеолекций, текстов. Чаще всего в игре присутствует соревновательность между участниками и в конце главный приз (объявление победителя, подарки).
Сложные игры могут быть построены в виде квеста. Авторы могут создать свою онлайн-платформу для занятий, чтобы еще больше игрофицировать процесс.
В игре есть наставники, которые подбадривают участников, дают советы, отвечают за мотивацию.
Минусы: небольшая выручка, специфический формат, который подходит не всем, трудно продать его ценность.
Плюсы: кратковременная игра, созданная 1 раз, не требует большого вовлечения со стороны автора, дает много позитивных отзывов, возможен вирусный эффект, позволяет вывести клиента на дорогой и длительный курс.
Вывод
Начинающим авторам рекомендуется начать с простых и малозатратных способов: текстовый курс и вебинары с заданиями. Остальные форматы подойдут при наличии большой аудитории, хорошей репутации и гарантии того, что продукт будет востребован. Проверить последнее можно через продажу продукта до его создания на основе опроса или показателей конверсии на лендинге. Если текущие клиенты готовы купить новый продукт, можно начать разработку сложного курса.
Обучение профессии чаще всего предполагает длительный комбинированный курс, однако и стоимость его выше по сравнению с курсами по искусству, музыке, личной эффективности или сторителлингу.
От выбора формата зависит успех курса, поэтому тщательно изучите спрос и предпочтения клиентов.
Автор: Чащина Анна, директор по развитию платформы для организации онлайн-обучения LearMe.ru